РЕФЛЕКСИЯ Представляет особый интерес то, как осуществляется движение от примитивного неосознанного раскаяния, к тому же безнадежно запаздывающего, к привычке прислушиваться к «внутреннему голосу» — мгновенной бессознательной оценке правильности поступка, только готовящегося к проявлению. Движение это осуществляется с помощью рефлексии — самостоятельного осознания того, что, будучи неосознанным, дает хлеб психотерапевтам и исповедникам. Рефлексия путем маленьких и больших катарсисов (или раскаянии) помогает освободиться от психологических зажимов — наследия ошибок в удовлетворении второго рода,— мешающих быстрому и легкому восприятию «внутреннего голоса».
СЧАСТЬЕ
Теперь на вопрос, поставленный вначале,— каким образом достичь счастья, появляется ответ:
1. Рефлексия — раскаяние. Желательно осознавать причины всякого чувства неудовлетворенности, понимая под причинами не «внешние обстоятельства» и не «присущие нам свойства», а именно наши ошибки в данной ситуации. Такой подход к себе самому не будет носить бессильного отчаяния (обстоятельства и окружающие виноваты или: такой уж я пропащий человек, но, напротив: всякая моя ошибка ориентирует, а значит, указывает лучший путь.
2. Чувство «внутреннего голоса». Для своевременного избегания ошибок в гармоничном удовлетворении потребностей (в удовлетворении второго рода, если помните) совершенно необходимо как можно чаще, а уж в решительных, значимых ситуациях обязательно прислушиваться к «внутреннему голосу»: быстрому, спонтанному, чаще едва ощутимому «Да!» или «Нет!» — не слову, а чувству.
ЭТИЧЕСКИЕ СОМНЕНИЯ
На совет «слушайтесь внутреннего голоса» возникнут вопросы этического порядка: «А если мне этот «голос» прикажет поиздеваться над ближним своим, что же, я буду вполне счастлив, хоть и садист?»
И здесь приходится вводить постулат, хотя и доказуемый лишь философски но, однако, неизменно подтверждаемый опытом. Он заключается в том, что каждый человек по природе добр, сострадателен к другим.
Человек под влиянием минутного настроения может напакостить другому. Принципиальную неадекватность такого поведения подтверждает феномен совести. Угрызения совести — разновидность раскаяния. Конкретно — это раскаяние в удовлетворении какой-либо из потребностей в ущерб потребности в сопереживании.
На прекрасные рассуждения о доброте и совести можно возразить, напомнив о том, что люди не просто «пакостят» друг другу. Они, изощряясь в жестокости, получают наслаждение, мучая и убивая друг друга. Не все, но таких много, слишком много! Где же их совесть? Ее нет!
РАЗРЕШЕНИЕ СОМНЕНИЯ
И здесь-то самое время вспомнить о ступенях раскаяния. Если человек не осознал ошибки чрезмерного удовлетворения одной потребности (например, отомстить) в ущерб другим (потребности в сопереживании), то сохраняется фоновая неудовлетворенность, и счастье становится, в принципе, невозможным. Если вам удастся вызвать на откровенный, без позерства, разговор жестокого человека, циника, спросите, счастлив ли он. Хотя бы один из них. И это — опытное подтверждение постулата врожденности доброты.
Теперь философское. Оно совсем простое. Если бы у людей не было потребности в сопереживании друг другу, они не могли бы ориентироваться в своих поступках друг на друга, двигаясь к одним целям, а значит, жить и действовать сообща, и выживали бы в одиночку — как пауки.
Таким образом, упреки морального порядка в отношении следования в поступках
«внутреннему голосу» (и его разновидности — «голосу совести» — для отношений с людьми) полностью снимаются. И два положения о том, что способствует достижению счастья, видимо, правомерны и вполне могут быть использованы (если еще не использованы) именно вами, читающими эти строки.
М. А. Каретко
Будте счастливы!